Оружие в кино

Оружие в кино

В далекие времена, когда на Земле еще существовала страна под названием Советский Союз, а до наступления эпохи компьютеризации оставались целые десятилетия, главную роль популяризатора оружия для детей и юношества выполнял кинематограф. Все мы родом из детства и то, насколько «правильные» фильмы закладывали в сознание представления о будущей жизни, нередко определяло её ход у представителей многих поколений советских и российских подростков.

Вид оружия в хорошем и качественном фильме вызывает интерес и желание узнать о нём побольше. Это сейчас для того, чтобы выяснить, какая модель оружия промелькнула в фильме, достаточно «спросить поисковик» Интернета.

А три-четыре десятка лет назад пришлось бы пойти в библиотеку, найти там справочник по стрелковому оружию – например, авторства А.Б. Жука, после чего долго и упорно искать там нужную информацию.

А еще после просмотра очередного фильма приходилось долго спорить со сверстниками, выясняя, что за оружие довелось увидеть в фильме, и какие у него боевые качества, после чего пытаться смастерить что-то похожее из доски и консервной банки.

Предлагаем вместе вспомнить, с какими видами оружия познакомил зрителей советский и кинематограф соцстран, и насколько качественно это было сделано.

Польский кинематограф 

Визитной карточкой польских режиссеров были и остаются исторические фильмы. С героическим периодом польской истории советские подростки знакомы благодаря фильмам по романам Г. Сенкевича – «Потоп», «Пан Володыевский», «Огнем и мечом».

фильм Потоп - стрелки держат оборону

Польское кино всегда отличалось масштабностью и зрелищностью. Киноленты, посвященные истории Польши второй половины XVII века, поражают обилием конных схваток и образцов оружия, попавших в кадр. Это касается в равной степени и холодного оружия, и огнестрельного.

Поединок Володыевского и Кмитица в фильме «Потоп», схватка Скшетуского и Тугай-бея в киноленте «Огнем и мечом».

огнём и мечём сцены сражений

Бои явно происходят в полную силу и на высоких скоростях, создаётся полное ощущение, что применяемые клинки взяли для съемок прямо из музея.

В кадр попадают сабельные долы, заточенные елмани, характерные для строения клинков того времени, рукояти, содержащие петли для продевания большого пальца, столь часто встречаемые на европейских саблях.

То же можно сказать и в отношении огнестрельного оружия. В конной атаке под Желтыми Водами польские крылатые гусары опускают пики для таранного удара, и в этот момент казачий атаман Кривонос отдает команду к оружейному залпу.

огнём и мечом батальная сцена

А за секунду до этого показывают строй казаков, изготовившихся к стрельбе, вооруженных фитильными самопалами, кремневыми мушкетами и колесцовыми пистолями. Действо происходит во 2-й серии фильма «Огнем и мечом». Во всех случаях режиссура смогла создать для зрителя атмосферу полного погружения в батальные сцены.

Советское кино о Гражданской войне

Множество прекрасных лент советского и российского кинематографов также демонстрирует нам образы различных видов оружия. Значительный интерес в этом плане представляют собой фильмы о Гражданской войне. Для всех из них характерен, в первую очередь, образ винтовки Мосина.

Фильмы «Офицеры», «Государственная граница», «Тихий Дон», «Неуловимые мстители» и множество других. Из «трехлинейки» стреляют положительные и отрицательные герои, свои и чужие, причем используется легендарное оружие во всех возможных форм-факторах: в виде карабина и пехотной винтовки, в сочетании с примкнутым штыком или без него.

Чапаев стреляющий из пулемёта Максима

Образ пулемета «Максим» не менее харизматичен. С момента выхода фильма «Чапаев» с Б. Бабочкиным в главной роли, образ ствола с кожухом охлаждения, щитка и брезентовой ленты стал узнаваем во всех фильмах и абсолютно всеми. От пуль «Максима» в водах реки Урал гибнет Чапаев, крупным планом пулемет показан в момент, когда его наводят матросы на скачущего Гришку Мелехова из «Тихого Дона», длинные очереди выкашивают несущихся в атаку басмачей в фильме «Офицеры».

Чапаев в конной атаке с шашкой

Следующим видом оружия по степени популярности в советском кино является казачья степовая шашка образца 1881 года. Именно такой шашкой Григорий Мелехов уничтожил семерых матросов за восемь секунд в одной из серий «Тихого Дона». Шашки этого типа фигурируют во всех фильмах, посвященных Гражданской войне, в какой бы период они не снимались.

В советском кинематографе есть тематический раздел, условно называемый «истерн». Фильмы, относящиеся к нему, повествуют о борьбе с повстанцами азиатских регионов СССР – басмачами и другими.

Белое солнце пустыни - Абдула стреляющий из Маузера

Неотъемлемую часть системы образов в этих фильмах составляют самозарядные пистолеты Маузера С96 и ручные пулеметы Льюиса. Причем, вооружены ими как «наши», так и «бандиты». В легендарном фильме «Белое солнце пустыни», разобранном по косточкам на цитаты, Сухов, взятый в кольцо, отстреливается из Льюиса, а черный Абдулла погибает с Маузером в руках.

Белое солнце пустыни Верещагин

Кстати, Павел Верещагин – явно положительный персонаж, также незадолго до гибели расстреливает бандитов из пистолета системы Маузера. Этим же пистолетом пользуется главный герой фильма Н. Стамбулы «Волчья кровь» Родион Добрых, роль которого исполняет Е. Сидихин.

Фильмы о Великой Отечественной войне

Этому периоду нашей военной истории посвящено множество кинолент. В талантливейших работах Ю. Озерова «Освобождение», С. Бондарчука «Они сражались за Родину» и бесчисленного количества других, судьбы оружия сплелись с судьбами людей настолько, что оружие воспринимается солдатом как личность, а сами люди становятся оружием, борясь за Отечество и будущее своего народа.

Многие до сих пор помнят проникновенный момент, когда в начале немецкой атаки герой Сергея Бондарчука разговаривает со своей винтовкой. Почему-то бросается в глаза, что лицо бойца больше выпачкано, чем его оружие. Затвор винтовки системы Мосина чистый, кончик штыка наточен и блестит, в то время как щеки бойца покрыты толстым слоем солончаковой донской пыли…

Благодаря фильмам той эпохи люди старшего поколения однозначно определят версии пулеметов MG-34 и MG-42, безошибочно узнают образ немецкого самозарядного пистолета Люгер Р-08.

Государственная граница

С легкой руки режиссеров пистолет-пулемет МР-38/40 обрел в кинематографе такую популярность и массовость, какой никогда не имел в годы войны. Несмотря на то, что немецкий вермахт, вооруженный, в основной своей массе, карабином М98к, не оснащался поголовно автоматическим оружием, в фильмах атакующие солдаты всегда сжимают в руках именно МР-38/40. Так показаны атаки вермахта на позиции Красной Армии в фильмах «Два бойца», «Они сражались за Родину», «Государственная граница».

В отечественных фильмах, повествующих о Великой Отечественной войне, многократно представлены все существовавшие тогда виды вооружения. Благодаря им вряд ли кто-то перепутает пистолет-пулемет Шпагина с ПП Судаева, каждый легко узнает по внешнему виду ручной пулемет Дегтярева.

СВТ и автомат STG-44 в кинематографе России

Чего почти не увидишь в фильмах советской эпохи – так это винтовки СВТ-38/40 и автомата STG-44. Видимо к этим видам оружия было предвзятое отношение, так как в реальных событиях они были распространены, изготавливались массово и активно применялись в боях.

Возможно, кто-то поправит, но в советском кино образ STG-44 промелькнул в фильме «Противостояние» с О. Басилашвили и А. Болтневым в главных ролях. Из этого автомата нацистский преступник Кротов отстреливается из окна здания.

Что касается винтовки СВТ – она фигурирует в качестве личного оружия персонажа А. Кравченко в драме Элема Климова «Иди и смотри». В начале фильма показывается, как мальчишка выкапывает её на бывшем поле боя и отправляется к партизанам. В финале фильма герой Кравченко расстреливает из этой винтовки лежащий в луже портрет Гитлера.

Для современного российского кинематографа характерно более частое использование и СВТ, и STG-44. Это можно объяснить тем, что в качестве статистов для съёмок чаще всего привлекаются участники военно-исторических клубов со своим оружием и снаряжением, предпочитающие именно эти модели.

Такой выбор можно объяснить тем, что «Штурмгевер» и СВТ являлись более «продвинутыми» на момент их активного использования образцами оружия. Они применялись панцергренадерами войск СС, егерями, а также советской морской пехотой и частями НКВД – то есть теми родами войск, реконструкция формы и вооружения которых представляется наиболее интересной в наше время.

Историческая достоверность

Современное российское кино явно не блещет ни масштабностью съемок, ни обилием оружия, ни желанием его достоверного изображения. Иногда кажется, что исторические киноленты с харизматичными актерами, знающими, как держать винтовку, давно канули в Лету. Историческая достоверность нарушается довольно часто.

В фильмах показаны новенькие винтовки Мосина со свежим воронением в боях за Сталинградский тракторный завод, ППШ с полированными прикладами в фильме про 28 Панфиловцев и новехонькие МР-40 в ходе Арденнской операции. Ничто так не «режет глаз», как откровенные, пусть и не видимые многим, огрехи, которые бы заставили Станиславского воскликнуть: «Не верю»!

Но даже на этом фоне, воспоминания из детства и юности, прошедшие под впечатлением от по-настоящему хороших фильмов, вызывают глубокое удовлетворение. Увиденное тогда предопределило интерес многих людей к оружию, который удалось сохранить на всю жизнь, и в этом огромная заслуга кинематографа прошедших лет.

Поиск статей по темам:
Нарезное оружие
Гладкоствольное оружие
История

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы добавить комментарий

Читайте также

!
Внимание!
Данный сайт предназначен для лиц старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, незамедлительно покиньте данный сайт.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов
Понятно