Главная

Традиционные опадные самоловы

09.01.23
870
Автор: GunsClub
Традиционные опадные самоловы

Похожие по своей сути и принципам действия ловушки называют: плашка, кряж, слопец, пасть и т.д. Все эти названия носят «народный» характер, и в конкретном месте могут не совпадать с классификацией, принятой в охотоведческой науке.

На протяжении многих веков для изготовления самоловов применялись в основном доступные подручные материалы, в первую очередь – древесина. Терять свои позиции эти материалы стали только с приходом промышленной эпохи. Широкое распространение в России металлические капканы разных типов получили лишь в 20-м веке. В это время – время дешевого металла и заводского производства – использование традиционных самоловов потихоньку стало сходить на нет. В первую очередь – по хозяйственно-экономическим причинам. Цены на заводские капканы были низкими, а на пушнину оставались стабильно высокими, и экономить на «железяках» (которых за стоимость одной соболиной шкурки можно было купить несколько десятков) смысла не было.

Имела значение и система закрепления промысловых угодий, когда на некоторых участках охотники могли меняться чуть ли не ежегодно в соответствии с решениями руководства хозяйствующих субъектов (госпромхозов и т.д.). В таком случае установка стационарных самоловов, рассчитанных на многолетнее применение и требующих значительных подготовительных работ до начала охотничьего сезона – по мнению многих себя не оправдывала.

Если говорить о технических недостатках и преимуществах традиционных самоловов опадного типа по сравнению с современными капканами, то картина получается следующая. Главными преимуществами традиционных самоловов является их дешевизна (кроме труда охотника они, строго говоря, ничего не стоят) и независимость от каких-бы то ни было «покупных» материалов. Хотя сейчас такие материалы (гвозди, проволока и т.д.) применяются и при обустройстве традиционных самоловов, значительно экономя время охотника. Основные же преимущества капканов – мобильность (в отличие от традиционного опадного самолова, как правило, стационарного, капкан можно легко перенести с место на место) и низкие трудозатраты при установке (в некоторых случаях промысловик может за день «раскидать» по путику несколько десятков капканов, что совершенно немыслимо при обустройстве традиционных самоловов).

Однако, к началу 21-го века ситуация несколько изменилась. Теперь и заводские капканы не столь дешевы, и пушнина уже давно не является «мягким золотом». Поэтому в каком-то смысле можно говорить о возрождении интереса к традиционным самоловам в промысловой охоте.
При этом в далеких уголках Сибири и Дальнего Востока некоторые виды традиционных самоловов, практически в неизменном виде существующих сотни, а то и тысячи, лет, благополучно пережили и бурный 20-й век. Довольно успешно применяются они и до настоящего времени.


Читайте также:Правовые аспекты охоты с самоловами

Сейчас самым известным, и, пожалуй, широко распространенным самоловом такого типа в русской тайге является кулемка. Однако, их разнообразие очень широко. Похожие по своей сути и принципам действия ловушки носят названия плашка, кряж, слопец, пасть (это, не говоря уже про всякие менее известные вариации типа «пест», «сруб» и т.д). Строго говоря, все эти названия носят «народный» характер, и в конкретном месте могут не совпадать с классификацией, принятой в охотоведческой науке.

Большинству городских охотников кулемка известна, в первую очередь, благодаря замечательному документальному фильму «Счастливые люди», повествующему, в том числе, о буднях охотников, промышляющих соболя в бассейне великой сибирской реки Енисей. В местности, о которой рассказывается в фильме, этот самолов до сих пор является важным орудием добычи. Стоит отметить, что далеко не везде кулемки выглядят именно так, как в этом фильме. Одних только способов их насторожки известно с десяток, если не больше.

Традиционные самоловы – важная часть материальной культуры многих народов России. Все эти орудия являются потрясающими примерами того, как наши предки умели использовать в своих целях любые доступные ресурсы для получения необходимой продукции от природы.
И хочется надеяться, что, несмотря на наступающую урбанизацию и все издержки постиндустриального общества, эта часть культуры не будет предана забвению.

Текст: Михаил Сидоров, биолог-охотовед


Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы добавить комментарий

Другие материалы

!
Внимание!
Данный сайт предназначен для лиц старше 18 лет. Если вам меньше 18 лет, незамедлительно покиньте данный сайт.
Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie. Продолжая работу с сайтом, вы разрешаете использование cookie-файлов
Понятно